ММТС
НОВОСТИ
ВВЕДЕНИЕ
МАНИФЕСТ
ВИДЫ_ММТС
ДОРОЖНЫЕ
ГРУЗОВЫЕ

Мотовелосипед

Этот вид без всякого сомнения претендует на место самого экономичного представителя мототранспортных средств. Идеальной концепцией такого транспортного средства может стать дорожный велосипед, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, на котором есть возможность полностью отключить двигатель и передвигаться, как на обычном велосипеде.

Казалось бы, что тут проще? - Берем велосипед, ставим двигатель, и едем! Но стоит разобраться в этом вопросе подробнее.
Во-первых, что есть дорожный велосипед? Прежде всего это машина с большими колесами, как стандарт можно смело назвать бессмертный велосипед типа "Урал" - неплохая машина, хотя явно морально устаревшая лет пятьдесят назад... Тем не менее на нем можно преодолевать действительно большие расстояния с достаточной скоростью и относительно низкими затратами сил. Гораздо более совершенным дорожником является велосипед "Турист" и ему подобные - на таких машинах благодаря узким колёсам, играющим большую роль в уменьшении сопротивления движению, для передвижения нужно еще меньше усилий.
К сожалению, велосипеды с маленькими и особенно широкими колесами не слишком подходят на роль дорожного велосипеда. На них хорошо кататься по двору, по парку, с горки, но не более того. Даже по сравнению с ископаемым "Уралом", эти велосипеды больше смахивают на велотренажеры - настолько неэффективным оказалось сочетание педалей и маленьких колес. Если на "Каме" крутить педали с такой же частотой, как крутил на урале, вроде едешь, но с удивлением начинаешь замечать, что прохожие чуть ли не обгоняют тебя. Конечно же можно хорошо раскрутить педали, однако, быстро устанешь и долго так не проедешь. То же самое можно сказать и о современных "горных" и "аля горных" китайских моделях. На дороге они явно слабаки, в этом я не раз убеждался пока ездил на "Урале" - ну не могут они за ним угнаться, просто никак не могут. то есть, догнать "Урал", конечно могут, могут даже обогнать, но долго держать такую скорость им не под силу километр-полтора и вот он снова сзади и уже даже не пытается угнаться. Вот так вот, казалось бы: рама - карбон, задние амортизаторы, 28 скоростей... а на дороге явно тяжеловаты. Что впрочем ничуть не удивительно, ведь проектировались они для других целей - для катания с горок и подъема на них.
Во-вторых трансмиссия. Обеспечить полное расцепление не снимая моторной цепи не так уж и просто. Выключения сцепления тут недостаточно, моторная цепь все равно заметно тормозит и для движения придется прикладывать совершенно другие усилия, значительно тяжелее, чем на обычном велосипеде. Предпринимались попытки разработать муфту, отключающую моторную передачу непосредственно на колесе, однако, такие конструкции пока далеки от совершенства. В случае серьезной неисправности двигателя, можно снять моторную цепь, но без такого устройства нельзя мгновенно превратить велосипед из моторного в обычный.

Есть еще третья проблема. Дело в том, что если поставить двигатель на серийный велосипед, к примеру на "Урал", срок службы заднего колеса значительно сократится. Настолько значительно, что можно ставить вопрос о целесообразности установки двигателя на велосипед такого типа.
Можно попробовать решить проблему, если обратиться к истокам мотоциклов. Ранние мотоциклы представляли собой обыкновенный велосипед, с установленным на нем двигателем. При этом трансмиссия была реализована посредством ремня. Есть идея и сейчас применить клиноремень. К сожалению, слишком просто реализовать эту идею не получится, поскольку ведущий шкив нельзя делать слишком маленький, что обусловлено правильной работой ремня. В итоге придется также увеличить ведомый шкив, на колесе. Причем этот шкив может понадобиться таких размеров, когда его удобнее будет закрепить непосредственно на ободе колеса. В этом случае крутящий момент двигателя не затронет спиц, что несомненно положительно скажется на его сроке службы. Однако, изготовление шкива большого диаметра - непростая задача, даже для неплохо оснащенной мастерской.

Есть еще один способ продлить жизнь колесу - использование фрикционной передачи: на двигателе установлен обрезиненный валик, который прижимается непосредственно к покрышке колеса. Данное решение имеет один очень положительный момент - в нерабочем положении двигатель не касается колеса, то есть полностью отключается! К сожалению, не обошлось и без негативных сторон: любой дождь, не говоря уже о грязи - моментально выводит из строя моторный привод (валик просто проскальзывает по колесу), да и покрышка колеса изнашивается очень быстро.

Это была попытка теоретически проработать идеальную, на мой взгляд, концепцию мотовелосипеда. Есть вариант попроще - можно установить двигатель на велосипед с колесами малого диаметра (Кама, Десна, Аист). Их заднее колесо как и на "Урале" имет 36 спиц, но благодаря более коротким спицам значительно прочнее. Ведомую звездочку моторной цепи можно установить так же, как обычно предлагается - с помощью трех сегментных пластин. Количество зубов можно подобрать самостоятельно, в зависимости от предполагаемых дорожных условий. Ориентировочно звездочка должна иметь 28 зубов, от этого числа можно отталкиваться (подробное описание таких доработок неоднократно публиковалось в журнале «Моделист-конструктор», а также очень часто встречается в интернете).
Образно говоря, на такой машине педальный привод будет служить "первой передачей", поскольку с небольшим передаточным отношением моторной передачи, тронуться с места на двигателе будет очень тяжело. Зато набрав на педалях определенную скорость, двигатель подхватит и разгонит очень неплохо. Экономичность в этом варианте также окажется на высоте. Такая машина очень хорошо подойдет для небольших загородных поездок. И пока двигатель исправно работает, езда будет доставлять одно удовольствие. Однако, в случае отказа двигателя, придется добираться домой долго и утомительно - это все же не "Турист" и не "Урал". Впрочем, если рассматривать отказ двигателя как внештатную ситуацию, это вполне допустимо.

Другой недостаток мотовелосипеда - низкая динамика движения. То есть, велосипед с мотором может разогнаться до 40 км/ч, однако, набирать эту скорость он будет плавно и это займет некотрое время. Применительно к условиям городского движения, мотовелосипед разгоняется слишком медленно. Вследствии этого, его очень неудобно использовать для передвижения по дорогам города, где важна динамика разгона. Это не значит, что нужно разгоняться от 0 до 40 км/ч за 4 секунды, достаточно разогнаться до 20 км/ч, этого вполне хватит, чтобы к примеру, переехать на другую сторону дороги в "окне" между машинами. С велосипедами получается так, что на ногах перебежать дорогу значительно быстрее, чем будешь выкручивать на педалях.
Возможно, решить проблему с динамикой смогут "горные" велосипеды, тут-то как раз и пригодится какая-нибудь пониженная передача на которой велосипед рвется в дыбы при резком нажатии на педаль. Если появится возможность динамичного разгона на педалях - откроется путь к созданию идеального мотовелосипеда для города, в котором будут сочетаться малый вес, достаточная динамика и скорость.

M.H.

Hosted by uCoz
ГОСТЕВАЯ
книга